#

История министерства

Версия для печати

История министерства финансов Краснодарского края

Вплоть до революционных событий 1917 года Кубанская область, будучи казачьим краем, имела особый финансовый статус. В отличие от жителей российских губерний казаки, несшие государеву службу, были освобождены от различных денежных взносов в пользу государства, поскольку несли натуральные повинности.

Отсчет современной истории финансовой системы Кубани начинается с 20-х годов ХХ века.

В соответствии с территориальными преобразованиями, происходившими на территории современного Краснодарского края, в 20-ые годы вопросами бюджета ведали: Кубчерноблфинотдел (до 7 августа 1924 г.), далее - до 1937 - Кубокрфинотдел. Окружной финансовый отдел составлял окружной бюджет, утверждал районные и городские бюджеты, взимал доходы, контролировал исполнение местных бюджетов. Входя в состав отделов Окружного Исполнительного Комитета являлся местным исполнительным органом Наркомата финансов и действовал под непосредственным руководством и контролем Краевого Финансового Управления. В каждом районе имелись Районные Финансовые Отделения в составе: Сметной и Налоговой частей и Кассы. Кассы осуществляли прием всех налогов, продавали гооблигации, выдавали патенты, оплачивали ассигновки местного бюджета. Отдельные местные бюджеты делились на бюджеты Райисполкомов и бюджеты станичных советов, в некоторых районах с целью сокращения общеадминистративных расходов центральные станицы не имели самостоятельного бюджета и входили своими доходами и расходами в бюджет Райисполкома.

Особенностью составления бюджетов сразу после гражданской войны являлось то, что бюджеты формировались на квартал. В дальнейшем на год, причем финансовый год не совпадал с календарным и начинался 1 октября. Отмечается также недостаточная квалификация кадров - специалисты с высшим образованием составляли только 10 % работников, со стажем до 1 года работало около половины служащих.

Собственно становление краевой финансовой системы, близкой к современному понятию, пришлось на годы образования Краснодарского края — 1937 год.

Финансовый отдел Краснодарского крайисполкома организован 1 октября 1937 года, согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 13.09.1937 года.

Во время оккупации г.Краснодара немецко-фашистскими захватчиками июль 1942 года - февраль 1943 года финансовый отдел был эвакуирован в г.Сочи.

В феврале 1943 года крайфинотдел возвратился из эвакуации и возобновил свою деятельность в г.Краснодаре.

До 1951 года крайфинотдел действовал на основании положения, утвержденного ВЦИК и СНХ РСФСР от 22 июля 1929 года № 59. С 1951 года действовал на основании положения, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 мая 1951 № 502 и приказа Министра финансов РСФСР № 504 от 12.07.1951 года.

В конце декабря 1962 года было организовано 2 финансовых отдела при промышленном и сельском крайисполкомах. Они существовали до 1964 года. С 1965 года сельский и промышленный отделы крайисполкома были объединены и стал функционировать один финотдел Краснодарского крайисполкома.

Финансовый отдел осуществляет руководство организацией государственных финансов в крае, руководит работой: Адыгейского областного, районных и городских финотделов, находящихся на территории края.

После присоединения в 1957 году к структуре крайфо отдела КРУ, крайфо вменены функции по контрольно-ревизионной работе.

Контрольно-ревизионное управление МФ РСФСР по Краснодарскому краю организовано на основании Постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 9 мая 1938 года № 611 и действует на основании положения КРУ как самостоятельное структурное подразделение с двойным подчинением: Министерству финансов РСФСР и финотделу Краснодарского крайисполкома.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 03.05.1956 года № 583, местные органы КРУ МФ СССР были переданы в ведение МФ союзных республик, краев и областей и, на основании приказа МФ СССР от 17.05.1956 года № 180 КРУ МФ РСФСР по Краснодарскому краю, в 1957 году КРУ было передано в состав финансового отдела Краснодарского крайисполкома на правах отдела.

При объединении в 1965 году сельского и промышленного финансовых отделов крайисполкомов в один финансовый отдел, его структура частично изменилась. В краевом финансовом отделе до 1953 года было 82 финоргана.

В связи с укрупнением районов в 1953 году в крае осталось 58 финорганов.

При реорганизации крайфо в конце декабря 1962 года на сельский и промышленный финансовый отделы было финорганов:

  • в сельском - 26;
  • в промышленном – 21.

С 1965 года при слиянии сельского и промышленного финансовых отделов крайисполкомов произошло разукрупнение районов и образовалось 52 финоргана.

В период с 1966 по 1968 гг., в связи с выделением новых районов, образовался 61 финорган.

В настоящее время в состав финансовой системы края входят 47 финансовых органов.

Первым руководителем, возглавившим финансовый отдел Краснодарского крайисполкома, был Нифатов Петр Иванович. На период его руководства краевой финансовой системой с 1937 по 1950 годы пришелся самый сложный и трагичный период отечественной истории - Великая Отечественная война, восстановление разрушенного войной хозяйства. Это потребовало огромных усилий от финансовых органов края, которые в тесном взаимодействии с другими государственными органами искали и находили необходимые для этого средства. Положение осложнялось тем, что затраты на развитие хозяйства росли, а некоторые источники доходов с окончанием войны сократились (отменен военный налог, прекратились денежно-вещевые лотереи, снизились платежи населения по подписке на заем, уменьшилась сумма сельхозналога). Тем не менее, показатели бюджета 1950 года превысили довоенный уровень почти в 3 раза. В этот период с целью еще больше повысить авторитет финансовых работников в системе государственной службы Правительством СССР введены персональные звания для руководящих и ответственных работников финансовых и банковских органов и утверждена специальная форменная одежда.

timoshevsky_s.jpgС 1950 по 1969 год краевой финансовый отдел возглавлял Тимошевский Георгий Иванович. В эти годы бюджетная система края оказывала активное воздействие на мобилизацию в народном хозяйстве денежных накоплений, на более полное использование внутрихозяйственных резервов и экономию в производимых расходах. Вырос объем валового регионального продукта, который использовался для повышения уровня благосостояния жителей края. Значительно усилилась социальная ориентация экономики. Впервые за все послевоенные годы в 1960 году достигнут баланс бюджета: доходы равнялись расходам и составили 1 миллиард 760 миллионов рублей. Начался перевод народного хозяйства на новую систему планирования и экономического стимулирования, выросли масштабы общественного производства, улучшились важнейшие экономические показатели.

Ежеквартально среди финорганов края подводились итоги соцсоревнования. Финансовые работники уделяли повышенное внимание не только усилению экономической и контрольной работы, но и выявлению возможностей дополнительного выпуска товаров культурно-бытового и хозяйственного значения, улучшения ассортимента выпускаемых товаров.

Заведующий Кропоткинским горфо — Чекмезов Василий Яковлевич — был награжден Орденом Ленина, 9 человек — Орденом Трудового Красного знамени, 42 — человека — медалью «За трудовою доблесть», 46 человек — медалью «За трудовое отличие».

polovinkin_s.jpgС 1969 по 1987 годы руководство краевой финансовой системой осуществлял Половинкин Николай Андреевич. В 70-х годах в крае были выполнены по доходам бюджеты каждого города, района, сельского и поселкового Совета, а также краевой и областной Адыгейской автономной области бюджеты. При этом следует отметить, что финансовая помощь из республиканского бюджета бюджету края не перечислялась. Сбалансированность бюджета края достигалась за счёт передачи регулирующих республиканских налогов, таких как налог с оборота, подоходный налог с населения, подоходный налог с колхозов.

Ежегодно, начиная с 1976 года и по 1984 год, финотдел крайисполкома выходил победителем по результатам работы за квартал во Всесоюзном социалистическом соревновании финансовых органов краев и областей, а в 1981 году — 4 раза!, награждался переходящим Красным Знаменем Министерства финансов СССР и Центрального комитета профсоюза работников госучреждений, Почетной грамотой ВЦСПС за достижение высоких результатов во Всесоюзном соревновании за повышение эффективности и качества работы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены орденом «Знак Почета» 5 работников краевой финансовой системы, медалью «За трудовую доблесть» — 5 человек, медалью «За трудовое отличие» — 6 человек.

В 1987 г. твердый народно-хозяйственный план трансформировался в государственный заказ, полностью обеспеченный финансовыми и материальными ресурсами, расширились права предприятий в использовании прибыли, проводились мероприятия по повышению зарплаты, увеличились государственные отчисления на социальные нужды. Но, с другой стороны, рост доходов населения во многом происходил за счет сокращения доходов бюджета, ослабевает контроль за финансовыми потоками в экономике, углубляются бюджетные диспропорции.

demenko_s.jpgВ этот переходный к рыночным отношениям период возглавлял финансовый отдел крайисполкома Деменко Илья Васильевич. Всё увеличивающаяся инфляция дезорганизовала производство, затруднила проведение экономической политики. Неравномерный рост цен усилил диспропорции между отраслями экономики, обострил проблему реализации товаров на внутреннем рынке Краснодарского края. В этот период с целью решения продовольственной проблемы вводится ограничение на вывоз сельхозпродукции за пределы Краснодарского края. Дефицит краевого бюджета достигал 5 млн. рублей.

В то же время, администрация Краснодарского края изыскивала возможности для поддержки социально незащищенных категорий населения. В связи с роспуском Коммунистической партии Советского Союза, все денежные средства краевого комитета КПСС были направлены на оказание помощи детям-сиротам и инвалидам, детям, пострадавшим от чернобыльской катастрофы и других экологических воздействий, многодетным и малообеспеченным семьям и на другие мероприятия по социальной защите детей.

В течение последних 10 лет финансовая система края переживает особый период. В декабре 1992 года с целью более полного, достоверного учета и контроля за государственными финансовыми потоками, повышения оперативности в финансировании государственных программ была воссоздана единая централизованная система органов федерального казначейства. Возглавил Краснодарское территориальное Управление федерального казначейства Минфина РФ БИБИК Валентин Тимофеевич. В настоящее время через счета федерального казначей­ства Минфина РФ по Краснодарскому краю, возглавляемого Гуральниковым Сергеем Борисовичем, осуществляется контроль всех операций со средствами федерального бюджета, поступающими в край, производится финансирование подразделений Министерства обороны, Министерства внутренних дел, других силовых ведомств, осуществляется учет операций федеральных учреждений по внебюджетным средствам.

С 1 октября 1998 года из структуры департамента по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края выделилось Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ в Краснодарском крае, основными задачами которого являются контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, а также ревизии местных бюджетов муниципальных образований края (по договору с администрацией Краснодарского края). Руководит этим Управлением со дня образования и по сегодняшний день Павленко Юрий Борисович.

jarosh_s.jpgС 1999 года наблюдается существенная стабилизация и экономический рост. Краевой бюджет, впервые за все годы экономической реформы, исполнен с превышением доходов над расходами. В то время, когда вся страна испытывала «кризис неплатежей», работники бюджетной сферы месяцами не получали заработную плату, практически прекратились выплаты социального характера, департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, возглавляемый Ярошенко Валерием Андреевичем, находит новые, нестандартные пути решения проблемы. С целью ликвидации в крае задолженности по заработной плате и обеспечения своевременной выплаты текущих платежей, во всех отделениях банков, обслуживающих местные бюджеты, были открыты специальные целевые счета, на которых аккумулировались финансовые средства, отчисляемые по специальным нормативам налоговыми органами, а также целевые субвенции из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Начиная с 2000 года, планомерно погашается задолженность по ежемесячным пособиям гражданам, имеющим детей. Из краевого фонда компенсаций на эти цели ежегодно направлялось по 33% от общей суммы задолженности. Существенно снижена задолженность за книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам. Удалось увеличить по сравнению с федеральным стандартом другие социальные выплаты, тем самым, повысив уровень жизни самых материально незащищен­ных категорий населения края.

С 1997 по 2001 год, консолидированный бюджет края по доходам вырос в 3,2 раза.

Финансовая система края, некогда утратившая централизованное управление, восстановлена с 1 июля 2001 года.

gostev_n.jpgСовременный финансовый орган Краснодарского края - Департамент по финансам, бюджету и контролю орган исполнительной власти, возглавляющий единую, централизованную систему финансовых органов края, включающих в себя финансовые управления в городах и районах края. В составе департамента и территориальных органов с 1 января 2002 года существуют казначейские отделы, которые в г. Краснодаре обслуживают более 700 клиентов, а непосредственно в территориях свыше пяти тысяч. С января 2001г. по апрель 2005г. руководил деятельностью этого большого коллектива Гостев Сергей Васильевич. Возглавляемые Гостевым С.В. финансовые органы края обеспечивали ежегодный прирост поступлений во все уровни бюджета. Реализовывалась социальная направленность краевого и консолидированного бюджетов, в первую очередь, по сохранению приоритетности финансирования расходов на поддержку агропромышленного комплекса.

С 2005 года руководитель департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края – Иван Александрович Перонко, создавший и возглавлявший в течение 15 лет налоговую службу края.

Peronko_n.jpgВозглавив департамент, Перонко И.А., сосредоточил внимание на триединой задаче: увеличения доходов бюджета, отрегулирования взаимоотношений бюджетов разных уровней, полного выполнения всех бюджетных обязательств администрации края. В этих целях усовершенствовал структуру департамента, упорядочил систему контроля за деятельностью его подразделений, а так же финансовых управлений в городах и районах. Оперативно осуществил в крае переход от трехуровневой к четырехуровневой системе бюджета.

07.07.2008 г. распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края Ткачевым Н.И. Перонко И.А. назначен заместителем главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

28.06.2012 года постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края департамент  по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края переименован в министерство финансов Краснодарского края. Министром финансов назначен заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края И.А.Перонко.

Бюджетная политика, проводимая теперешним руководством, продолжая славные традиции, направлена на создание стабильных финансо­вых условий для производственного сектора экономики и на улучшение благо­состояния населения края.

Определенная более 200 лет назад одна из основных функция финансовых органов осуществляется и по сей день - это изыскание новых источников доходов, повы­шение эффективности расходов. С целью усиления контроля за расходованием бюджетных средств осуществляется переход на казначейскую систему исполне­ния краевого и местных бюджетов. Большое значение придается ресурсо­сбережению - устанавливаются приборы учета, утверждаются лимиты потребле­ния для бюджетных организаций, приводятся в соответствие тарифы, устанав­ливаемые для бюджетных потребителей, закупки товаров и услуг для их нужд осуществляются только с применением конкурсных процедур.

Но главным достоянием краевой финансовой системы на всех этапах развития финансов были и есть люди.

Сегодня в финансовых органах края трудится более полутора тысяч человек, из них более 80% женщин. Высшее профессиональное образование имеют около 98% государственных гражданских слу­жащих, остальные повышают свою квалификацию в ВУЗах. Среди специалистов финансовых органов доктор экономических наук, 11 кандидатов наук и 12 аспирантов, 5 кандидатов наук и 11 аспирантов трудятся в краевом аппарате. Из общего числа работающих трудятся в финансовых органах менее одного года -5,3 % служащих; от 1 года до 5 лет – 27,6 %; от 5 лет до 10 лет – 21,9 %; от 10 до 15 лет -23,6 %; от 15 лет – свыше 21,6%, из них более 50 человек носят звание «Ветеран труда».

В настоящее время в финансовой системе края трудится более 52 процентов государственных гражданских служащих до 35 лет. В краевом аппарате более половины начальников отделов и их заместителей в возрасте 30-35 лет.

Государственные гражданские служащие финансовых органов края являются высоко­квалифицированными специалистами: 33 человека награждены нагрудным знаком «Отличник финансовой работы»; Почетное звание «Заслуженный экономист России» присвоено 3 работникам; «Заслуженный экономист Кубани» имеют 32 человека; медали «За выдающийся вклад в развитие Кубани» удостоены 10 человек.

Профессионализм работников финансовых органов края обеспечивает действенность результатов бюджетной политики, путей достижения сбалансированности бюджетов, рост налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней, изыскания дополнительных поступлений доходов бюджета.

Финансовые органы Краснодарского края 1937-2012